Сагат Ашимбаев
В сегодняшней казахской прозе активно трудится
поколение, вошедшее в литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Их
жизненный опыт был трудным и некнижным — их детство и юность прошли под знаком
Великой Отечественной войны. Испытания и потери рано выработали в них черты
взрослости — способность выстоять в трудностях, энергию, чувство ответственности
и сердечность, стремление к активной доброте. Их биографии озарены огнем
грандиозной битвы за Отечество и свободу, их сердца научены ценить самую суть
человеческих отношений, они привыкли не отступать перед злом во всех его
обличьях.
Этому поколению есть что сказать, и его слово имеет
свой резон и вес. Поколение, которому предстоит еще сделать многое, не боится
требований жизни.
Прозаик Саин Муратбеков — из этого поколения. Рано
отведал он горькой похлебки войны. Ему 22 июня 1941 года исполнилось всего
пять лет. Впечатлительный мальчуган, конечно, жил жизнью своих аульчан,
которые провожали на фронт мужей, сыновей и дочерей, теряли их... Ушли на войну
и не возвратились многие... Гладили отцовские огромные ладони теплые головы
мальчишек...
Пора взросления неотвратимо и быстро сменила
детство. И теперь только во сне возвращается оно к взрослым. Без отца росло
лихой годины мальчишество, но не без воспитателей, не без наставников. Саин,
как и его сверстники, неутомимо трудился наравне со взрослыми. Косил сено, пас
лошадей, вставал рано; и нередко выпадало ему всю ночь не смыкать глаза.
Впервые он увидел похоронки... Слышал вдовий плач. Угрюмые глаза только что
осиротевших детей видел рядом, где бы он ни трудился. Усталая улыбка и краюха
хлеба, навык держать вилы и заботиться о слабых — все шло к юнцам от стариков
и женщин, с которыми бок о бок работали подростки и мальчишки.
Потому трудное лихое и рано повзрослевшее поколение
не могло остаться безгласным — недавние мальчишки и девчонки могли и должны
были сказать свое слово о пережитом. Поколение писателей среднего возраста —
лет по сорока и чуть больше — говорит о нравственности и моральных ценностях
как о главных, самых необходимых в эпоху расцвета научно - технической
революции благах. Писатели утверждают высокие этические нормы, как нити,
связывающие все времена, потому что они сами усвоили мудрость отцов и дедов и
теперь передают их другим.
Саину принадлежит в этом хоре свой неповторимый
голос.
Талант всегда вносит в духовную сокровищницу новое
дыхание и краски. С его появлением возникают неизвестные доселе образы и
картины. Талант отличается от рядового явления именно этим качеством —
«воздействием», он активно входит в жизнь, оказывая свое влияние.
Самн Муратбеков привлек внимание читателей уже с
первых своих рассказов. Я ощущаю его своеобразие и искренность, когда писатель
повествует о чистоте душевных порывов, таких ясных и безгрешных, как утренняя
заря, когда он запечатлевает тончайшие движения чувств в их сложности и
разнообразии, которые так свойственные человеческой природе. С именем Саина
связаны психологичность и лиризм. Эти черты вызывают в памяти звучание кобыза —
сдержанного, но проникновенного и глубокого. Это не голос скрипки, где до
предела обнажаются чувства, а именно кобыза, он всегда что-то недоскажет,
недоговорит, но всегда донесет до сердца правду. Я вижу в этом лиризме
основной пафос творчества Муратбекова, главный признак его стиля.
Четверть века назад читатели познакомились с первым
рассказом писателя «Моя сестренка» и были очарованы им. Запали разом в душу
прозрачность и достоверность в изображении чувств, их нежность и глубина. В
казахской прозе такого своеобразного лиризма, с оттенком удивления и затаенной
доброты и недосказанности еще не было. Рассказ Саина о неизвестной
девушке-полуподростке, выросшей свободно и естественно, вдруг раскрыл глаза
на обычное, на то, что рядом. Облик нежной и прямодушной, красивой девушки как
бы пробудил в нас братские мужественные чувства. В героине Саина мы увидели те
черты, что жили в наших сестрах и подругах, — одухотворенность, девичью
прелесть, чистоту душевных движений.
Впечатление было сильным настолько, что лет на
десять песни, романы, стихи заполнили девушки «с белыми бантиками». То же
повторилось и с рассказом Саина «Запах горькой полыни». Наверное, не осталось
в Казахстане поэта или прозаика, который оставил бы без внимания полынь. Вроде
только в последние два года «полынное поветрие» чуть уменьшилось.
Новаторство Саина заявило о себе этими
особенностями — прозаик раскрывает нам диалектику «знакомого незнакомца»
по-своему, так, как никто не делал до него в казахской новеллистике. Именно
свежесть, непохожесть мироощущения, собственного взгляда лежат в основе
эстетических поисков С. Муратбекова. Обратимся к «Моей сестренке». И до
появления новеллы ходили в реальной жизни симпатичные и гордые девушки, с
цветами обычно сравнивали их мы в стихах и в разговорах. И все это было
обыкновенно. Но вот прозаик познакомил нас с Длимой, героиней рассказа, и снял
этот замшелый покров привычного. Он раскрыл наши глаза на нечто загадочное,
особенное и прелестное. Образ Длимы стал волшебным увеличительным стеклом,
который вернул нам частицу умения глубже осмыслять окружающий мир. Потом это
качество стало отличительным свойством творческой манеры Саина— он знакомил
нас с неожиданными характерами, новыми обстоятельствами и ситуациями, и
всегда это оказывалось новым взглядом на очень знакомое. Новизна из него не
выпирает с назойливостью или самодовольством, мол, «вот я — новое лицо,
знакомьтесь», а живет в художественном целом, составляя суть лирике - психологического
стиля. Рассказ «Моя сестренка» нетороплив в течении, как и другие, независимо
от живости фабулы. Когда читаешь его, возникает ощущение, что сидишь у тихого,
глубокого родника и слушаешь его серебристое негромкое журчание.
Характеры, которые Саин живописует, наделены благородством
и скромностью, основательностью, кепоказной добротой. Образы не прямолинейны,
они скрывают в себе много черт, которые не лежат на поверхности. Героями
Муратбекова становятся все те, кто каждый день ездит с нами в автобусах,
работает, отдыхает. Но герои обнаруживают в себе — тем самым увеличивая
зоркость и нашего восприятия — истинно замечательные качества. Знакомясь с их
заботами и надеждами, вникая в их душевный мир, мы видим в них истинную
доброту и человечность. Словом, открываем в них то, что скрыто будничной
суетой. Подспудно рождается стремление глубже проникнуть в правду жизни, в суть
человеческих раздумий, прочувствовать все не наспех, а серьезней и глубже.
Такое впечатление — как от песни, сочиненной народом, — мелодия, полная светлой
грусти и надежд, чарует, как и слова о несбывшемся или потерянном. Иные
искрятся шуткой, озорной усмешкой, но и они несут глубокие чувства.
В прозе Саина это народное мироощущение живет
органично и свободно; оно не пришло со стороны. Оно впиталось, вошло в него
естественно, как воздух, которым мы дышим. Оттого герои новелл Муратбекова
нам близки почти по-родственному.
Другой примечательной чертой Саина- новеллиста
является его внимание к психологии человека. Персонажи показаны с особой
сердечностью и симпатией — автор и не пытается скрыть свои чувства к ним, — и
с богатыми движениями внутреннего мира. Они обаятельны в своей доверчивости,
прямоте и отзывчивости, но не предстают только в одной такой плоскости.
Прозаик отображает сложность пси-
хологичсских
переживаний с большим тактом, показывает неоднозначное человеческое
поведение. Таким интересным и глубоким характером для нас стал Кусен из
рассказа «Кусен-Кусеке», а затем и целая галерея персонажей: Камен
(«Камен-тугай»), Загипа («На вершине Ушкары»), Ултуган («Ултуган»), бабушка
(«Мечты матери»), Узак и Тана («Дом молодых») и другие. Все это люди с богатым
Духовным миром, они честно относятся к труду, откликаются на радость окружающих
людей и печали, умеют прощать. Потому они симпатичны и надежны. Писатель возвел
в свое кредо — писать о таких людях, показывая их нелегкие судьбы, которые не
портят, а четче проявляют их человеческую сущность.
Среди множества героев особенную любовь читателей и
критиков снискал Кусен. О рассказе «Кусен-Кусеке» очень теппо писала не только
республиканская печать, но и союзная. Известный исследователь И. Крамов —
человек, многое сделавший для пропаганды казахской прозы в союзном масштабе,
литературоведы П. Ульяшов, Е. Руденко-Десняк и другие оценили рассказ как одно
из примечательных явлений в этом жанре.
Оценки справедливы, ибо С. Муратбеков показал себя
неутомимым в творческих поисках художником. Не теряя качеств, свойственных
его манере — внимание к едва уловимым душевным движениям, прозрачный лиризм и
психологичность, автор предстал здесь исследователем социальных проблем. К
тому же не отвлеченных, а актуальных, волнующих наших современников.
На первый взгляд, герой рассказа — это новоявленный
Дон-Кихот — рассеянный, доверчивый, несуразный в поступках, недотепа. Зимой в
бураны и снег, летом в жару и зной пасет он отару; и потом очень легко и быстро
тратит деньги, заработанные тяжелым трудом. Тратит — как сорит ими — налево и
направо. И в этом поступке он вроде бы схож с теми бездельниками, транжирами,
что не знают цену добытой з поте лица копейке. Но нам также отвратительны и
скупцы, скупердяи. Ведь для них ключ к жизнн — в деньгах. Не станем закрывать
глаза на тех и других—их пока немало в нашей среде.
Но все это — все только на первый взгляд.
Кусен, в отличие от этих типов, хорошо понимает и
цену заработанного, и смысл потраченного. Потому он не растяпа, не мот. Он
прекрасно знает, даже твердо уверен в том, что на свете есть немало такого,
чего не купишь ни за какие золотые горы. Превыше всего на свете Кусеке ценит
добро. Помогать людям, радовать их бескорыстно, щедро, поддерживать их в нужный
момент, уважать их всемерно — вот что считает самым важным Кусеке. А при чем
тут деньги! Да при том, что простому человеку они гомогают делать это главное дело.
Да и деньги — честно заработанные. И Кусен любит вот так, время от времени,
когда получает их, щедро одарить родных и знакомых подарками, чтобы знали они,
как душевно и уважительно относится к ним. Он
думает, что таким вот нехитрым образом достигает ссоем цели — радовать людей.
Говорят, 1 чудаки украшают жизнь. Подразумевался благородный смысл
слова — нести чудесное, радостное людям. Кусеке еще раз подтверждает, что без
таких, как он, чудаков скучна и безрадостна была бы жизнь.
Многие поступки 'Кусена вызывают смех, но такой
смех, от которого светлеет з душе.
Образ его заставляет подумать над серьезными
вещами. Бесхитростностью и добродушием он похож на прежних героев Муратбекова.
Но он и глубже. Прежде всего Кусен в своей основе — реалистический тип, в нем
запечатлены присущие казахскому народу доверчивость и совестливость, радушие и
постоянная готовность к сочувствию. Если бы Кусен был певцом, то дарил бы людям
прекрасные песни; будь врачом — исцелял бы не только больное тело, но помог бы
и словом стать сильнее и добрее. Короче, Кусен остался бы Кусеном. По мысли С.
Муратбекова, несущие добро люди озаряют жизнь окружающих влюбленностью к миру,
радушием, сердечностью, независимо от того, кем они работают. Они часто оказываются
в тени, но это не печалит их. Им больше по душе давать, а не брать от жизни,
думать о других прежде, чем о себе. Не от туповатого, недалекого взгляда
складываются их поступки, а от душевной широты. По концепции автора, не деньги
отдает людям Кусен, а сердце свое. Принципы гуманизма живут в добром чабане
Кусеке естественно. Его глубоко ранит всякий раз, когда он сталкивается с
эгоизмом, черствостью, ограниченностью. Он живет моралью, которая свойственна
нашему социальному строю и общественной атмосфере. Образ вырастает в крупную
социальную фигуру.
В этом рассказе очень ясно обозначился творческий
пафос С. Муратбекова — утверждение человечности, высокого душевного
горизонта, четкой гражданской позиции, красоты жизни. Писатель в своей практике
по-своему раскрывает философскую взаимосвязь неисчерпаемого дву- единства:
человек и мир. Раскрывает по- современному, с позицией сегодняшних проблем.
Долг художника! Многозначное, громадное понятие,
ему не уложиться в одно определение. 44бо каждый художник размышляет и
открывает в проблеме личности и общества все новые грани. Видимо, это и есть
его ответ на требования действительности, его художническая и гражданская
позиция. Постараюсь обозначить лишь некоторые грани этого понятия. Саин Му-»
ратбеков негромогласно и весомо утверждает высокие нравственные принципы,
которые составляют осноЕу жизни при всех разнообразных ее проявлениях.
Так проникновенно и просто, как задушевный
разговор, звучит его рассказ «Дом молодых». Он о том, как постепенно устанавливаются
отношения истинного уважения и любви, как рождается прочность и надежность
чувств только что созданной семьи. Влюбленность вступает в новую фазу — более
зрелого и осмысленного чувства, соединяющего Узака и Тану. Автор с большим
психологическим мастерством обрисовал едва уловимые движения чувств, их
разнообразие и оттенки. Никто из героев не произнес: «люблю тебя», но такую
бережность, такое понимание друг друга взаимно проязляют супруги, что понятно
без пояснений — они составляют одно целое. Их уважение к себе и людям, любовь к
детям, желание разделить горести других и радоваться всему доброму довершают
облик семьи. Они живут среди нас, такие славные люди. Тепло делается от этой
мысли.
В рассказе есть очень интересный момент, где
разговаривают между собой Узак и Тана. В словах, которые они говорят: «Почему
мы себе делаем только плохое! Почему люди наносят друг другу обиды!» — в пафосе
этих слов заключена гражданская и художническая позиция Саина, его
человечность. Всем творчеством своим он утверждает высоко нравственные
гуманистические идеалы, давая глубоко прочувствованный и осознанный ответ. В
«Доме молодых», на мой взгляд, писатель создает проникновенный портрет
духовного облика людей, наделенных редким качеством: чуткостью, умением мгновенно
отзываться на все, что разрушает целостность бытия. Портрет получился
многогранным. Этот рассказ я отношу к самым вершинным и плодотворным моментам
в творческих исканиях писателя. Наряду, конечно, с «Кусен-Кусеке» и «На вершине
Ушкары»...
В умении создать образ, в отточенном мастерстве
построения целостного мира обнаруживается идейно-эстетическая глубина, которой
достиг сейчас писатель.
«На вершине Ушкары» — это рассказ, стоящий особняком
даже в творчестве С. Муратбекова. В «Ушкаре» он раскрывает диалектику
внутреннего мира через насыщенный драматизм. Я бы назвал этот рассказ
психологической элегией, в которой раскрывается душевная жизнь героя. Он
приехал после долгих лет разлуки на свою «малую родину» |В. Распутин). И
окунулся в невозвратную счастливую пору детства. В общем, наверно, каждому из
нас знакома эта тоска по родному уголку, но не всякий уступит желанию
навестить его, и за суетой повседневности годами не может поехать хоть
ненадолго, чтобы увидеть еще раз заветные места. Но вот — повезет
счастливчику. Какие переживания и мысли посетят его в поездке! Трудно передать
на бумаге это сложнейшее состояние. Но Муратбеков передает тончайшие нюансы
эмоционального состояния героя через достоверные детали, точно отобранные, и
рождается психологическая подлинность. Время властно меняет мир, и писатель
верно изображает социально - психологические перемены в облике ауль- чан.
Судьб; I и душевный мир, мысли и мечты, дела очень симпатичных Саулетай,
Загнпы, Шынар напоминают нам тысячи знакомых людей, среди которых мы
живем, и восстанавливают в памяти давнее, уже полузабытое, но такое нужное.
Рассказ весь напоен чувством доброты, света, соткан из легкой, чистой грусти.
Ведь многое, что отдалено годами, всегда освещено в памяти этой пушкинской
мыслью: «Печаль моя светла».
Среди новых рассказов писателя особый интерес
пробуждает «Некий». Сразу скажу, что рассказ свидетельствует о возросшем
мастерстве Саина. В нем заметно, как расширилась тематика творчества, углубилось
социальное содержание, ощутимо раздвинулись жанрозые границы творчества С.
Муратбекова. Более глубокое постижение характера, с присущими ему драматизмом
и противоречивостью, углубляет концепцию С. Муратбекова и привлекают свежестью
идей и интеллектуальностью. Это новые черты стиля Саина, Ведь прежде он брал
на вооружение лишь психологический лиризм. Образы, ситуации, мысли были даны
через лирический план, в ряде психологических этюдов, внутренне созвучных, —
потому создавалась художественная целостность.
В рассказе «Некий» видна иная глубина, новый поворот
в творческих исканиях Муратбекова. Закон диалектики сказался на новом этапе
роста мастерства. У главного героя нет имени, уже в этом видна условность —
это прием, который прежде отсутствовал в манере автора. Знакомясь с героем,
ловишь себя на мысли: постойте, ведь он напоминает нам «знакомого незнакомца».
В который раз С. Муратбеков с зоркостью увидел и показал нам типические
обстоятельства и психологию характера, на который мы не обращали внимания,
хотя и были рядом.
Вижу глубокую символику, не только в названии, но и
в содержании рассказа. Писатель поднимает сложнейший вопрос о том, как
мучительно трудно найти человеку свое место в жизни, соответственно своим
способностям. Но не абстрактные рассуждения, хотя и верные, лежат в основе
содержания. Писатель активен в конструкции произведения, он разоблачает филистерскую
сущность, сытость, стремление некоторых ухватить лакомый кус жизни, не считаясь
с тем, насколько они имеют моральное право на это.
Саин побуждает читателя к раздумьям над тем, трезво
ли мы оцениваем наши возможности к желания. Не суетность ли, не самообольщение,
не тщеславие ли заставляет иногда нас выбрать далеко не верную жизненную
дорогу. Некто, центральное лицо рассказа, олицетворяет собой тех, кто ловчит
в жизни, ищет в ней легких путей. Он привык добиваться своей цели, используя
связи, нужных людей, которым он тоже оказывал услуги. Писатель психологически
точно обрисовал в узнаваемых — живущих среди нас — людях не только их образ
мыслей и их дела, но и их нравственную ущербность. И призывает пресекать пути
таким энергичным «деятелям», уметь распознавать их хищническую натуру. В этом
призыве содержится упрек и нам в попустительстве, снисходительности и лени,
из-за которых и расцветают пышно эти пустоцветы. Но одновременно писатель и
взывает к действенному сопротивлению им, а значит — к активной доброте.
Саин отдал писательскому труду двадцать лет жизни,
насыщенных и плодотворных: им написан десяток книг. Не будь его рассказов,
современная казахская проза была бы намного бедней.
В казахской критике как-то устоялось мнение, что
ведущей темой творчества С. Муратбекова стала жизнь аула. На мок взгляд, этот
вывод — слишком поспешный и узкий. Гораздо вернее то, что важнейшим центром
творческих поисков писателя являются масштабные нравственные проблемы —
совести, человечности и ответственности человека и общества в целом. В каждом
произведении Саин уделяет большое внимание духовному богатству /іюдей,
восхищаясь
красотой чувств и мыслей, высокими целями, которые герои
ставят
перед собой. Потому главной задачей художника он считает многогранное
изображение духовного совершенства человека.
Жакр рассказа — нелегкий. Вспомним, еще Флобер говорил
о том, что вынужден был написать роман, так как писать рассказ очень трудно.
Не зря говорил эти слова великий классик. Трудный жанр, что и говорить.
Заметим, в хоре сможет петь всякий человек, обладающий музыкальным слухом. А
солировать дано не каждому. Создание рассказа можно сравнить с сольным пением.
В рассказе выпукло предстают достоинства и недостатки художественной манеры.
Они выступают столь же отчетливо, как жилки на коже. Рассказ потому требует
отточенного мастерства. И оно присутствует в своем неповторимом облике в
творчестве Саина Муратбекова, требовательного к своему таланту художника слова
и гражданина, находящегося в самой поре зрелости.
Перевела с казахского Салима
Мусина
//Простор.-1980-1981?.-№2.-с.149-…
Комментариев нет:
Отправить комментарий