Кульшара АЙНАГУЛОВА.
Во времена, когда народ может потерять свое лицо, приходят пророки и возвращают нас самим себе. Нынче в духовной жизни казахского народа событие — 80 лет как пришел в мир выдающийся писатель Ильяс Есенберлин и 20 лет как издан впервые отдельной книгой его роман — трилогия «Кочевники».
Есть личности, являющие собой концентрат высокой духовности. Они не обязательно знамениты при жизни и после смерти не обязательно оставляют после себя грандиозные рукотворные дела. Но обязательно оставляют след в той сфере бытия, которая питает и формирует дух человечества. Это подвижники. И хорошо, когда идею подвижничества поддерживают молодые поколения. Как это сделал Козы-Корпеш Есенберлин, выпустивший в Издательском доме «Жибек жолы» на собственные средства к юбилею отца книгу «Диалоги о жизни». Хотя юбилей личности такого уровня, казалось бы,— дело сугубо государственное.
Как же читаются даты жизни Ильяса Есенберлина в осмыслении его сына?
«...Родился он в 1915 году в Атбасаре, в семье столяра. После эпидемии черной оспы отец с братом остались сиротами. Его брату Равнаку повезло — приютили родственники, а отец в возрасте девяти лет стал беспризорником... После учебы в детском доме отец поступил на рабфак; а после его успешного окончания... его направляют работать заместителем председателя райисполкома в Карсакпай... Перед войной отец поступает, а в 1940 году заканчивает Алма-Атинский горно-металлургический институт... Не успел он поработать по специальности, как началась война, и в первые же дни войны его мобилизуют на фронт, там же он вступает в партию. К концу 1943 года, уже будучи в звании капитана, отец был тяжело ранен и после возвращения в Алма-Ату принят на работу заведующим сектором ЦК Компартии Казахстана. Вскоре, в 1944 году, он знакомится с моей мамой Дилярой Джусупбековой, дочерью «врага народа», расстрелянного в 1937 г. Отец матери — Хамза Джусупбеков — был известным партийным деятелем, писателем, соратником С. Сейфуллина.
...Вопреки различным предупреждениям и угрозам, отец женится на моей матери... Сначала его отстраняют от работы в ЦК и переводят в Госкомитет по радиовещанию и " телевидению, позже в Казгосфилармонию, затем два года он был без работы... В 1950 году против ңего возбуждают уголовное дело, связанное якобы с растратой денежных средств на декаде литературы и искусства, проходившей в Москве... После смерти Сталина в 1953 году отца освобождают, реабилитируют, и они с матерью едут работать в Семипалатинскую область на рудники. И уже там он понял, что не может жить без литературного творчества.
...Он с семьей переезжает в Алма-Ату и устраивается на должность рядового редактора в издательство. Там же он начинает писать свои первые книги, в том числе свой первый роман «Песня о человеке»... И уже в 1965 году в творческом порыве, буквально за три месяца, отец пишет первую книгу из своей знаменитой трилогии — «Кахар», которая затем с большими трудностями была издана в 1967 году... в те времена историческая тема находилась под контролем партийных органов, так как история была составной частью коммунистической идеологии...
Несмотря на это, отец все же дописывает остальные части трилогии и издает вначале журнальный вариант, а затем уже целиком — под общим названием «Кочевники». Работал отец много - по 12 часов в сутки... на мой взгляд, он был одаренным человеком, хотя довольно скромно оценивал свои способности...».
И вот пришли благословенные 60-е, принесшие: надежду всем духовно жаждущим, так называемые годы «хрущевской оттепели», завершившиеся международным скандалом. Но многое успело свершиться. Помните, как прекрасна была тогда Алма-Ата, воспетая, как «лучший город на свете» никому в то время не известным «неудачником» Ю. Домбровским на страницах его никому тогда не известного романа «Факультет ненужных вещей», где он создал образ скрыто бурлящей духовности этого края, издревле населявшегося подвижниками — конными, пешими, в арестантских робах, в ярких одеяниях безумцев... Алма-Ата 60-х — благоухающая, нарядная, читающая и — одновременно с шелестом листвы — шелест загадочных слов — «Хан Кене». Оказывается, в журнале «Простор» опубликован роман «Хан Кене». Оказалось, в этом городе живет выдающийся писатель Ильяс Есенберлин. Есенберлин читается взахлеб и неоднократно. Здесь и беллетристика, и познание, и источник эстетического наслаждения. Иногда вдруг — удивление: как же это — столько информации в одном авторском сознании?
Наверное, это и есть — историческая память. Во имя чести своего народа он пронес эту память через жестокие схватки с воинствующей пошлостью. Он свято почитал предков. Сегодня невозможно представить себе нашу жизнь без есенберлинских Абул-хаира и Аблая, без Бухар-жырау и Толе би, батыров Жоламана и Кабанбая... Трудно даже просто перечислить его героев. Поистине, он воссоздал из тьмы...
Особенно он любил Кенесары. Не почитал, а именно любил этого гения «свободы, равенства и братства», сказавшего о себе: «Я никогда не оставлю своего батырства и умру, совершив чудо храбрости». Всеобъемлющей любовью автора к художественному детищу и брата к брату проникнута каждая страница романа «Хан Кене» — этого роскошного памятника «мятежному султану».
Своего первого внука, родившегося в 1982 году, Есенберлин назвал Магжаном, в честь Магжана Жумабаева, личностью и талантом которого восхищался. Может быть, он подарил бы нам достойные памяти Магжана страницы, но в 1983 году писателя не стало. В числе его личных друзей были люди трудных судеб, схожих с его собственной,— такие, как 3. Шашкин, Ю. Домбровский, прошедшие через страшное и сохранившие себя. Таким, как правило, не до поисков славы. Но слава, как правило, сама их находит.
Сегодня с глубоким почтением мы обращаемся к памяти прославленного писателя, замечательного человека. И вносим его имя в сонм воспетых им имен лучших сынов степи — великих людей Человечества.
Кульшара АЙНАГУЛОВА.
// Казахстанская правда. - 1996. - 22мая
Комментариев нет:
Отправить комментарий